Анализаторы и органы чувств - Колесов, Маш, Беляев 8 класс (ответы)
183. Прочитайте статью «Ощущения. Строение и функции анализаторов» § 48. Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие их описанным функциям
Функции Преобразование энергии внешних раздражителей в ситему нервных импульсов Проведение нервных импульсов в мозг В первичных сенсорных центрах - фомирование ощущение, во вторичных - образов воспринятых предметов в пределах одной модальности, в третичных - в пределах разных модальностей Части анализатора рецептор проводящие пути кора головного мозга
184. Вставьте в текст нужное слово (слова)
Рыбы могут увидеть приближающуюся моторную лодку, услышать её шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга
185. Определите, к физическим или психологическим иллюзиям можно отнести следующие:
1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: v = S/t, где S – путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t – время, которое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.) - физическая иллюзия
2) «Уменьшение» верхнего кружка восьмёрки, если её перевернуть - психологическая иллюзия
186. Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинках а, б, в
Иллюзия перспективы – б
Иллюзия контраста – в
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными – а
187. Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций. Приведите примеры
Пример иллюзии: оазис в пустыне – любой человек
Пример галлюцинации: больные люди
188. Прочитайте статью «Положение и строение глаза» § 49. Сделайте подписи к рисунку
1 - сетчатка
2 - склера
3 - сосудистая оболочка
4 - слепое пятно
5 - желтое пятно
6 - зрительный нерв
7 - стекловидное тело
8 - мышцы
9 - роговица
10 - хрусталик
11 - радужная оболочка
12 - подвешивающая связка
189. Прочитайте § 50 «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Заполните следующую таблицу
Заболевание Причины Симптомы Лечение и профилактика Конъюктивит вирусы, микробы краснота, зуд, выделения глазные капли и мази Близорукость плохое освещение, нарушение норм гигиены не видны удаленные предметы очки Дальнозоркость врожденное плохо видны близко расположенные предметы очки Катаракта уменьшение прозрачности хрусталика потеря зрения очки, операция
190. Прочитайте § 51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку
1 - ушная раковина
2 - слуховой проход
3 - барабанная перепонка
4 - стремечко
5 - наковальня
6 - полукружные каналы
7 - улитка
8 - слуховой нерв
9 - преддверие с мешочком
10 - слуховая труба
11 - молоточек
191. Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха»
Отдел уха Среда Структура Функции наружное воздушная хрящевая улавливание звуковых колебаний среднее воздушная хрящевая усиление звуков внутреннее жидкая костная анализ звуковых колебаний
192. Используя сведения, полученные в 7 классе об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шанкина «Биология. Животные. 7 класс», с. 231 - 233), составьте таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных»
Класс позвоночных Отделы уха Приспособление к среде обитания Рыбы Внутреннее ухо среда внутреннего уха и внешняя среда одинаковы Земноводные, пресмыкающиеся Среднее и внутреннее ухо среднее ухо позволяет воспринимать воздушные звуковые колебания Млекопитающие Наружное, среднее и внутреннее ухо появление наружного уха связанное с развитием стереофиомы восприятия
193. Допишите, вставляя необходимые слова, описание работы спирального органа
Колебание перепонок круглого и овального окон приводит к колебанию жидкости в улитке. Колебания воспринимаются расположенным в средней части канала перепончатым лабиринтом.
Слуховые рецепторы, находящиеся на перепонке, колеблются вместе с её частями, откликающимися на разную высоту. Волоски рецепторных клеток касаются покровной части и возбуждаются
Возникшие импульсы идут в головной мозг. В височной доле головного мозга происходит осмысливание полученной информации и определение её источника
194. Прочитайте статью «Гигиена слуха» § 51 и заполните таблицу
Отдел уха Заболевание Симптомы Причины Профилактика Наружное ухо закупорка наружного слухового прохода воспаление, боль, потеря слуха ушная сера, шум чистка и промывание ушей Среднее ухо тугоухость боль, воспаление большая звуковая нагрузка, ушная сера, простуда соблюдение личной гигиены Внутреннее ухо тугоухость боль, воспаление загрязнение ушей, простуда личная гигиена
195. Прочитайте § 52. Сделайте подписи к рисункам
1 - улитка
2 - преддверье мешочков
3 - полукружный канал
1 - мешочек
2 - мешочек-оболочка
3 - полукружный канал
4 - известковый кристалл
5 - нервные волокна
6 - волосковые клетки
7 - известковый кристаллик
196. Прочитайте статью § 52 и ответьте на вопросы
1) Почему, если прокатать болт между ладонями обеих рук и между подушечками пальцев, в последнем случае рельеф предмета ощущается лучше?
Там лучше осязательные рецепторы
2) Почему опасно вдыхать запах табачного дыма, бензина, аммиака, различных препаратов, употребляемых в химчистке, и других летучих веществ?
Это яд
3) Из каких компонентов складываются вкусовые ощущения?
Горьких, сладких, кислых и солёных
Почему при насморке они слабее?
Т.к. носовая полость тоже помогает анализировать вкусовые ощущения