Анализаторы и органы чувств - Колесов, Маш, Беляев 8 класс (ответы)

183. Прочитайте статью «Ощущения. Строение и функции анализаторов» § 48. Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие их описанным функциям

Функции
Преобразование энергии внешних раздражителей в ситему нервных импульсов Проведение нервных импульсов в мозг В первичных сенсорных центрах - фомирование ощущение, во вторичных - образов воспринятых предметов в пределах одной модальности, в третичных - в пределах разных модальностей
Части анализатора
рецептор проводящие пути кора головного мозга



184. Вставьте в текст нужное слово (слова)

Рыбы могут увидеть приближающуюся моторную лодку, услышать её шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга


185. Определите, к физическим или психологическим иллюзиям можно отнести следующие:

1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: v = S/t, где S – путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t – время, которое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.) - физическая иллюзия

2) «Уменьшение» верхнего кружка восьмёрки, если её перевернуть - психологическая иллюзия


186. Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинках а, б, в

Иллюзия перспективы – б

Иллюзия контраста – в

Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными – а


187. Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций. Приведите примеры

Пример иллюзии: оазис в пустыне – любой человек

Пример галлюцинации: больные люди


188. Прочитайте статью «Положение и строение глаза» § 49. Сделайте подписи к рисунку

1 - сетчатка

2 - склера

3 - сосудистая оболочка

4 - слепое пятно

5 - желтое пятно

6 - зрительный нерв

7 - стекловидное тело

8 - мышцы

9 - роговица

10 - хрусталик

11 - радужная оболочка

12 - подвешивающая связка


189. Прочитайте § 50 «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Заполните следующую таблицу

ЗаболеваниеПричиныСимптомыЛечение и профилактика
Конъюктивит вирусы, микробы краснота, зуд, выделения глазные капли и мази
Близорукость плохое освещение, нарушение норм гигиены не видны удаленные предметы очки
Дальнозоркость врожденное плохо видны близко расположенные предметы очки
Катаракта уменьшение прозрачности хрусталика потеря зрения очки, операция



190. Прочитайте § 51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку

1 - ушная раковина

2 - слуховой проход

3 - барабанная перепонка

4 - стремечко

5 - наковальня

6 - полукружные каналы

7 - улитка

8 - слуховой нерв

9 - преддверие с мешочком

10 - слуховая труба

11 - молоточек


191. Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха»

Отдел ухаСредаСтруктураФункции
наружное воздушная хрящевая улавливание звуковых колебаний
среднее воздушная хрящевая усиление звуков
внутреннее жидкая костная анализ звуковых колебаний


192. Используя сведения, полученные в 7 классе об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шанкина «Биология. Животные. 7 класс», с. 231 - 233), составьте таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных»

Класс позвоночныхОтделы ухаПриспособление к среде обитания
Рыбы Внутреннее ухо среда внутреннего уха и внешняя среда одинаковы
Земноводные, пресмыкающиеся Среднее и внутреннее ухо среднее ухо позволяет воспринимать воздушные звуковые колебания
Млекопитающие Наружное, среднее и внутреннее ухо появление наружного уха связанное с развитием стереофиомы восприятия


193. Допишите, вставляя необходимые слова, описание работы спирального органа

Колебание перепонок круглого и овального окон приводит к колебанию жидкости в улитке. Колебания воспринимаются расположенным в средней части канала перепончатым лабиринтом.

Слуховые рецепторы, находящиеся на перепонке, колеблются вместе с её частями, откликающимися на разную высоту. Волоски рецепторных клеток касаются покровной части и возбуждаются

Возникшие импульсы идут в головной мозг. В височной доле головного мозга происходит осмысливание полученной информации и определение её источника


194. Прочитайте статью «Гигиена слуха» § 51 и заполните таблицу

Отдел ухаЗаболеваниеСимптомыПричиныПрофилактика
Наружное ухо закупорка наружного слухового прохода воспаление, боль, потеря слуха ушная сера, шум чистка и промывание ушей
Среднее ухо тугоухость боль, воспаление большая звуковая нагрузка, ушная сера, простуда соблюдение личной гигиены
Внутреннее ухо тугоухость боль, воспаление загрязнение ушей, простуда личная гигиена


195. Прочитайте § 52. Сделайте подписи к рисункам

1 - улитка

2 - преддверье мешочков

3 - полукружный канал

1 - мешочек

2 - мешочек-оболочка

3 - полукружный канал

4 - известковый кристалл

5 - нервные волокна

6 - волосковые клетки

7 - известковый кристаллик


196. Прочитайте статью § 52 и ответьте на вопросы

1) Почему, если прокатать болт между ладонями обеих рук и между подушечками пальцев, в последнем случае рельеф предмета ощущается лучше?

Там лучше осязательные рецепторы

2) Почему опасно вдыхать запах табачного дыма, бензина, аммиака, различных препаратов, употребляемых в химчистке, и других летучих веществ?

Это яд

3) Из каких компонентов складываются вкусовые ощущения?

Горьких, сладких, кислых и солёных

Почему при насморке они слабее?

Т.к. носовая полость тоже помогает анализировать вкусовые ощущения