Нервная система - Колесов, Маш, Беляев 8 класс (ответы)
166. Прочитайте §43. Допишите утверждение
Значение нервной системы:
1) Являемся материальной основой психической деятельности
2) Обеспечивает приспособление к среде
3) Согласует работу всех органов
4) Обеспечивает выживание организма как целого
167. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие - нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают
Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату
При физической работе усиливается выделение тепла за счёт работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы.
Вследствие этого возникают рефлексы, которые потоотделение, расширение сосудов кожи и теплообразование
168. Прочитайте статью «Части нервной системы» §44 и рассмотрите рис. 90. Допишите схему « Строение нервной системы»
Нервная система:
1) Центральная часть: головной мозг, спиной мозг
2) Перифкрическая часть: нервы, нервные узлы
169. Допишите утверждения
Серое вещество образуют тела нейронов и дендриды
Белое вещество образуют нервные волокна
Нервы состоят из нейронов
Нервные узлы состоят из нервов
170. Прочитайте статью «Спинной мозг» §44. Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:
Тело позвонка - 9
Задний (остистый) отросток позвонка - 4
Спинной моз г- 1
Серое вещество спинного мозга - 2
Белое вещество спинного мозга - 3
Задние корешки спинного мозга со спинномозговыми узлами - 5
Передниекорешки - 6
Узлы симпатического ствола - 7
Межпозвоночный диск - 8
171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи
Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс
172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон
173. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга
Функции спинного мозга рефлекторная и проводящая. Например при стуке молоточком по нерву ноги возбуждение идёт в спинной мозг и нога двигается
174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему
Головной мозг:
задний - продолговатый, мозжечок, мост
средний
передний - промежуточный (таламус и гипоталамус); большое полушарие (лобная, теменная, височная и затылочная)
175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга
176. Заполните таблицу « Расположение желудочков мозга»
Желудочки мозга Месторасположение 4 между продолговатым и мозжечком 3 между половинами промежуточного мозга 1 и 2 левое и правое половины большого мозга
177. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга
Отдел головного мозга Функция Продолговатый мозг проводниковая, рефлекторная и ассоциативная Мост центры движения глазных яблок Мозжечок координация движений
178. Прочитайте §46 «Функции переднего мозга» и продолжите заполнение таблицы
Отдел головного мозга Функция Промежуточный мозг Таламус обработка информации от органов чувств Гипоталамус регулирует обмен веществ и энергии Большие полушария Лобная доля центры движения Теменная доля центры кожно-мышечной чувствительности Затылочная доля нейроны зрительной зоны Височная доля центр слуха, обоняния, вкуса
179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие - только новая
Функции Старая кора Новая кора Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них с тревогой, агрессией, испугом, радостью + Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий + Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых условиях + Прогнозировать результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения +
180. Прочитайте §47 (до рублики «Симпатический подотдел автономной нервной системы») и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы
Критерии сравнения Соматический отдел Вегетативный отдел Наличие центральной и периферической частей + + Связь с иннервируемыми органами (прямая или через узлы) узлы прямая Органы, иннервируемые этими отделами поперечно-полосатая скелетная ткань гипоталамус, эндокринные железы Функции обработка информации органов чувств регуляция эндокринных желез Произвольность может подниматься -
181. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы
Критерии сравнения Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел Расположение ядер в центральной нервной системе в боковых столбцах спинного мозга в стволе головного мозга и в крестце спинного мозга Расположение нервных узлов вдоль позвоночника в органах Влияние:
на сердце
усиливает уменьшает на артериальное давление повышает уменьшает на содержание сахара в крови увеличивает уменьшает на кожные сосуды сужается расширяет на органы пищеварения затормаживается активизирует на органы дыхания учащается уменьшается частота
182. Приведите пример доказывающих взаимодействие симпатической и парасимпатической подсистем
Девушка увидела нужное ей платье и пошла его покупать. Включается симпатическая система – скорость возрастает, давление, не в мозг поступает состояние девушки и включается парасимпатическая система