Нервная система - Колесов, Маш, Беляев 8 класс (ответы)

166. Прочитайте §43. Допишите утверждение

Значение нервной системы:

1) Являемся материальной основой психической деятельности

2) Обеспечивает приспособление к среде

3) Согласует работу всех органов

4) Обеспечивает выживание организма как целого


167. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие - нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают

Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату

При физической работе усиливается выделение тепла за счёт работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы.

Вследствие этого возникают рефлексы, которые потоотделение, расширение сосудов кожи и теплообразование


168. Прочитайте статью «Части нервной системы» §44 и рассмотрите рис. 90. Допишите схему « Строение нервной системы»

Нервная система:

1) Центральная часть: головной мозг, спиной мозг

2) Перифкрическая часть: нервы, нервные узлы


169. Допишите утверждения

Серое вещество образуют тела нейронов и дендриды

Белое вещество образуют нервные волокна

Нервы состоят из нейронов

Нервные узлы состоят из нервов


170. Прочитайте статью «Спинной мозг» §44. Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:

Тело позвонка - 9

Задний (остистый) отросток позвонка - 4

Спинной моз г- 1

Серое вещество спинного мозга - 2

Белое вещество спинного мозга - 3

Задние корешки спинного мозга со спинномозговыми узлами - 5

Передниекорешки - 6

Узлы симпатического ствола - 7

Межпозвоночный диск - 8


171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи

Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс


172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон


173. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга

Функции спинного мозга рефлекторная и проводящая. Например при стуке молоточком по нерву ноги возбуждение идёт в спинной мозг и нога двигается


174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему

Головной мозг:

задний - продолговатый, мозжечок, мост

средний

передний - промежуточный (таламус и гипоталамус); большое полушарие (лобная, теменная, височная и затылочная)


175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга


176. Заполните таблицу « Расположение желудочков мозга»

Желудочки мозгаМесторасположение
между продолговатым и мозжечком
3 между половинами промежуточного мозга
1 и 2 левое и правое половины большого мозга


177. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга

Отдел головного мозгаФункция
Продолговатый мозг проводниковая, рефлекторная и ассоциативная
Мост центры движения глазных яблок
Мозжечок координация движений


178. Прочитайте §46 «Функции переднего мозга» и продолжите заполнение таблицы

Отдел головного мозгаФункция
Промежуточный мозг Таламус обработка информации от органов чувств
Гипоталамус регулирует обмен веществ и энергии
Большие полушария Лобная доля центры движения
Теменная доля центры кожно-мышечной чувствительности
Затылочная доля нейроны зрительной зоны
Височная доля центр слуха, обоняния, вкуса


179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие - только новая

ФункцииСтарая кораНовая кора
Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них с тревогой, агрессией, испугом, радостью +
Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий +
Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых условиях +
Прогнозировать результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения  +


180. Прочитайте §47 (до рублики «Симпатический подотдел автономной нервной системы») и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы

Критерии сравненияСоматический отделВегетативный отдел
Наличие центральной и периферической частей + +
Связь с иннервируемыми органами (прямая или через узлы) узлы прямая
Органы, иннервируемые этими отделами поперечно-полосатая скелетная ткань гипоталамус, эндокринные железы
Функции обработка информации органов чувств регуляция эндокринных желез
Произвольность может подниматься -


181. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы

Критерии сравненияСимпатический подотделПарасимпатический подотдел
Расположение ядер в центральной нервной системе в боковых столбцах спинного мозга в стволе головного мозга и в крестце спинного мозга
Расположение нервных узлов вдоль позвоночника в органах

Влияние:

на сердце

усиливает уменьшает
на артериальное давление повышает уменьшает
на содержание сахара в крови увеличивает уменьшает
на кожные сосуды сужается расширяет
на органы пищеварения затормаживается активизирует
на органы дыхания учащается уменьшается частота


182. Приведите пример доказывающих взаимодействие симпатической и парасимпатической подсистем

Девушка увидела нужное ей платье и пошла его покупать. Включается симпатическая система – скорость возрастает, давление, не в мозг поступает состояние девушки и включается парасимпатическая система

ГДЗ по другим предметам