Высшая нервная деятельность. Поведение, психика - Колесов, Маш, Беляев 8 класс (ответы)

197. Изобразите стрелками схемы безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную связь выделите особо (цветом или пунктиром)



198. Рассмотрите рис. 214 и 215 на с. 270, 271 учебника. Объясните следующие факты

ФактыОбъяснение
При рассмотрении гравюры М. Эшера многие не сразу замечют белые бигуры (рис.114 (1) черный сразу бросается в глаза (на более он более контрастный)
При рассмотрении рис.115 не сразу заметны фигуры детей их принимают за извилины коры) мозг воспринимает в первую очередь общую форму, а затем - детали
При рассматриваемых двойственных изображений (рис.114 (2,3,4) один образ непроизвольно сменяется другим В зависимости от усилий воли человека мозг анализирует разные объекты


199. Прочитайте п. 58 «Врождённые и приобретённые программы поведения» и заполните таблицу

Форма врожденного поведенияЗначениеОтличительные чертыПример
Безусловный рефлекс защита, адаптация с возрастом разные рефлексы ребенок ложится на подушку и голову на бок
Инстинкт ориентирование, адаптация, защита цепь безусловных рефлексов защита потомства
Запечатление (импринтинг) распознавание хозяйки, матери у маленьких животных утята следуют за матерью по пятам


200. Проанализируйте формы приобретённого поведения. Заполните таблицу

Форма приобретенного поведенияЗначениеОтличительные чертыПример
Условный рефлекс приспособление к новым условиям формируется в течении всей жизни красный и зеленый сигнал светофора
Рассудочная деятельность помогает организму предвидеть результат деятельности формируется благодаря силе воли вставание собаки на задние лапы
Динамических стереотип создание цепочки условных рефлексов выполняется иногда автоматически письмо человека


201. Отчёт о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 276-277 учебника)

Время на написание слова, с
Обычным словомСпособом зеркального письма
Психология, 5 с Попытки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40 36 20,6 20,5 18 17 16 18,2 18,39 17,4


202. Прочитайте п.55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу

Тип снаБыстрыйМедленный
Характерные признаки
Энцефалографическая кривая  быстрые колебания редкие волны
Движение закрытых глаз есть нет
Изменение работы внутренних органов повышенный ритм спокойный ритм


203. Приведите примеры биологических ритмов у человека

Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: волнения, нервы, опасность и т.д.

Внутренние ритмы: биение сердца


204. Прочитайте п. 56. Распределите приведённые потребности в соответствующие столбцы таблицы: безопасность, музыка, общение, питание, питьё, воздух, жилище, одежда, учёба, наука, литература, искусство, забота о потомстве

Базовые потребностиВторичные потребности
воздух, вода, пища, общение безопасность, музыка, одежда



205. Ответьте на вопросы

1) Чем объяснить случаи, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания – нет?

Другая расстановка слов и складность

2) Чем логическое мышление отличается от интуиции?

Логическое мышление – рассуждение над тем или иным, а интуиция – это чувство какого-либо варианта случая, возможность


206. Заполните схемы

Восприятие – объективное, полное

Представление – память, воображение

Память – логическая, механическая

Память – слуховая, моторная

Воображение – активное, пассивное


207. Прочитайте п. 57 «Воля, эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме

1. выбор цепи - 2. выбор средств достижений - 3. определение мотивов - 4. борьба мотивов - 5. принятие гипотезы - 6. осуществление


208. Сравните понятия внушаемость и негативизм

ВнушаемостьНегативизм
Общее плохо развита воля
Особенное легко идет за лидером идет наперекор лидеру


209. Дайте определения понятий

Аффект – бурная эмоциональная вспышка

Стресс – напряжение сил организма


210. Приведите примеры

эмоциональных реакций: плач, смех, страх, печаль

эмоциональных состояний: хороший или плохой настрой

эмоциональных отношений: любовь, дружба, вражда


211. Сравните непроизвольное и произвольное внимание. (Критерии сравнения определите и запишите самостоятельно)

Критерии сравненияНепроизвольное вниманиеПроизвольное внимание
причина возникновения помимо воли человека по воле человека


212. Отчёт о лабораторной работе «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» (с. 293 – 294 учебника)

Условие вниманияЧисло колебаний внимания
за 30 сза 1 мин
Непроизвольное внимание 10 20
Произвольное внимание 5 10
Произвольное внимание при активной работе с объектом 3 6