Воля и эмоции. Внимание - (ответы)

Работа 188.

1. Дайте определение воли (см. параграф 61).

Сознательная регуляция человеком своего поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2. Приведите пример волевого акта (действия) и проанализируйте этапы этого процесса:

1) Осознание потребности действия потребность приобрести книгу.

2) Борьба мотивов и выбор цели купить? взять в библиотеке? попросить у друга?

3) Выбор способа действия сходить в библиотеку.

4) Осуществление действия поход в библиотеку.

5) Контроль и коррекция результатов увидев, что в библиотеке нет книги, человек решил спросить у друга.



Работа 189.

1. Приведите примеры следующих проявлений эмоций.

Эмоциональные реакции  плач, смех.

Эмоциональное отношения (чувства) любовь, ревность.

Эмоциональные состояния волнение, тревога.

2. В каких случаях возникают положительные эмоции а в каких отрицательные?

В зависимости от ситуации эмоции человека носят разный характер и выражают его отношение к происходящему.

3. Определите состояние царя Ивана Грозного, изображенного на картине И. Репина (с. 77).

Осознание содеянного, душевная мука.


Работа 190.

1. Проанализируйте волевой акт человека в состоянии внушения и негативизма. Заполните таблицу.

СостояниеВыбор целиВыбор способа действияДействие
Негативизм Отсутствует Отсутствует Противоположное навязываемому со стороны
Внушение Отсутствует Отсутствует Согласно внушаемому способу

2. Закончите высказывание.

При внушении и негативизме осознанность поступков невозможно.

Проверьте ответы по параграфу 61.



Работа 191.

Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется внимание. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Внимание возникающее помимо воли человека, называется непроизвольным, а внимание, направляемое сознательным намерением человека, - произвольным.


Работа 192. Определите колебания внимания (см. параграф 61, статья “Внимание”).

Оборудование: секундомер; лист бумаги; карандаш.

Пояснение. На рисунке дано двойственное изображение – усеченная пирамида, которую можно представить обращенной усеченным концом к вам и от вас. Вы должны увидеть оба изображения. Если они сменяют друг друга, вы готовы к опыту, так как эт свидетельствует о начале колебания внимания между двумя конкурирующими изображениями. Результаты опыта запишите в таблице, сделайте выводы.

Условия опытаРезультатыВыводы
1. Колебания непроизвольного внимания. Определите, сколько раз изменился образ пирамиды за 30 с. Каждое изменение образа регистрируйте черточкой на бумаге. Число изменений соответствует числу колебаний за 30 с. Чтобы получить число колебаний за минуту, полученный результат нужно удвоить.

58 колебаний в минуту В среднем за 1 секунду образ пирамиды изменяется 1 раз. Это скорость колебаний непроизвольного внимания.
2. Колебания произвольного внимания. Усилием воли попытайтесь удержать этот образ, который сложился. При перемене образа – удерживайте новый. Остальные условия сохраняются. 18 колебаний в минуту На одно колебание в среднем уходит 3 секунды
3. Колебания внимания при активной работе с объектом. Представьте, что на рисунке изображена комната. Маленький квадрат – ее задняя стенка. Ваша задача – мысленно, ничего не рисуя, ее обставить: найти место для дивана, шкафа, телевизора и прочей мебели. На выполнение дается 30 с. Число колебаний внимания измеряется прежним способом. 53 колебаний в минуту При попытке сосредоточится на объекте наблюдается постоянная смена внимания.

Работа 193.

1. Потренируйте свое внимание (см. Приложение, с. 268, рис. 108 и 109).

2. Назовите и кратко охарактеризуйте две причины рассеянности.

1) Слабость произвольного внимания

2) Глубокая сосредоточенность на определенном занятии.

Какая причина связана с устойчивой доминантой? (См. параграф 58) 2.

3. Умеете ли вы переключать свое внимание с одного предмета на другой? Ответ будет положительным, если за 3-4 минуты вам удастся найти на рисунке 30 цифр.