Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы - (ответы)

Работа 180.

1. Отметьте формы высшей деятельности общие для человека и животных.

2. Иван Петрович Павлов все предметы и явления внешнего мира относил к первой сигнальной системе, а речь - ко второй сигнальной системе. Он считал, что предметы и явления внешнего мира могут быть обознаяены и замещены словом. Верно ли обратное утверждение: каждому слову соответствуют определенные явления и предметы? Ответ подтвердите фактами.

Да. Каждое слово обозначает: предмет (стол, Луна, ложка и т.п.) или явление (гроза, ветер и пр.).

3. Каждому слову свойственно обобщение. Обобщает ли слово один?

Да.



Работа 181.

1. Все ли наши движения имеют осознанный характер? Для выяснения проведите опыт. Заполните таблицу.

Услоия опытаНаблюдениеОбъяснение результатовВывод
Сядьте на стул, облокититесь на его спинку. Колени согните по прямым углом, руки сплетите на груди в замок. Встаньте, не меняя положение рук и ног.

Туловище инстинктивно наклоняется вперед и только после этого человек может встать. попробуйте встать не наклоняясь.

Не получилось

Чтобы встать со стула, надо расположить центр тяжетси над площадью опоры. Это достигается наклоном тела вперед. Таково первое  движение. Оно многими не осознается Встать удастся только в том случае, если центр тяжетси будет над площадью опоры. Тогда равновесие тела окажется достаточно устойчивым, чтобы встать

Работа 182.

1. Головной мозг человека имеет центры речи. Однако на каком языке он "заговорит", зависит от его языковой среды.

2. Известно, что речь выполняет две функции. Назовите их.

Функции речи
Внешняя речьВнутренняя речь
общение, устная передача данных позволяет мысленно рассуждать, анализировать, моделировать ситуации

Работа 183. Изучение познавательных процессов начните с ощущений и восприятия.

1. Слева в таблице даны определения двух познавательных процессов. Как называются эти процессы?

ОпределениеНазвание процесса
Отражение отдльных свойств предмета при воздействии его на наши органы чувств ощущение
Отражение предметов и пространства в целом, воздействующих на наши органы чувств восприятие

2. Приведите примеры процесса ощущения и восприятия.

Ощущение: горький вкус, горячий чайник.

Восприятие: речь, звуки.

3. Приведите примеры ошибок восприятия.

Физические иллюзии - предметы, которые находятся в пробирке с водой, выглядят увеличенными и деформированными.

Иллюзия перспективы - предмет 1 стоит близко, предмет 2 - далеко. Они одинаковые, но дальний объект будет казаться меньше.

Иллюзии стрелок - расходящиеся стрелки увеличивают размер линии, а схоядщиеся его уменьшают.

Иллюзии контраста - серый цвет, окруженный ччерным, кажется светлее серого, окруженного белым.

Иллюзии установки - возьмем три пятна: пока нам не скажут, что мы может там разглядеть кролика, мы его не увидим. Установка помогает осмыслить предмет.

Другие иллюзии, которые не названы когнитивные, парейдолические, движения.

4. Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана "У омута". Почем смотрящему издалека мост кажется большим, а рассматривающему картину вблизи - маленьким. В чем здесь проявляется иллюзия расходящихся стрелок?

Это принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются.



Работа 184.

1. Что мы называем объектом воспрятия?

Вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность.

2. Что называется фоном?

Цвет или фигуры, окружающие объект.

3. Найдите пропавшую собаку на рисунке 109. Почему ее трудно найти?

Потому что пятна собаки слились с общим фоном.

4. С помощью речи можно влиять на восприятие другого человека. Откройте тетрадь на с.76 и рассмотрите картину И. Левитана "У омута". Обратите внимание на спилы бревен моста, соединяющеих берега реки. Они будут обращены к вам, с какой стороны вы не посмотрите. Объясните, почему эту иллюзию начинают идеть после того, ак им о ней скажут.

Это "иллюзия установки". Если рассказать человеку о иллюзии, он заметит еее.


Работа 185.

1. Определите познавательный процесс, при котором, опираясь на ресь, вы можете соранять в сознании прошлый опыт и повторно его использовать.

Восприятие.

2. Укажите три основных процесса памяти и перечислите в талице виды памяти.

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение.

Основа деленияКлассификация (виды памяти)
Время сохранения долгосрочная, короткосрочная
Осознанность механическая, логическая
Вид анализатора, участвующего в запоминании зрительная, слуховая, моторная, вкусовая
Участие органов чувств при воспроизведении воображение, зрительый орган, речь

3. Проверьте свою механическую и логическую память. Попытайтесь за 1 мин запомнить 10 слов из первого ряда, а потом 10 слов из второго ряда.

I. Утро, часть, корыто, глаз, машина, сукно, звонок, свет, расчет, кость.

II. Кровать, одеяло, холод, завтрак, спешка, портфель, бег, школа, дверь, опоздание.

Укажите количество верно воспроизведенных слов

из ряда I: 4.

из ряда II: 9.

Колиество ошибок

из ряда I: 6.

из ряда II: 1.

Ответьте на вопросы.

В каком случае использовалась логическая память? В каком механическая?

В 1 случае механическая, во 2 - логическая.

Сделайте вывод: запомнить проще, если использовать логическую память.

Какие слова запомнились лучше: в начале ряда, в середине или в конце?

В начале.


Работа 186.

1. Как вам легче учить материал?

Визуально.

2. Какими способами вам удается устранить или ослабить трудности, возникающие при воспроизведении материала в классе у доски? Заполните таблицу.

Выпадение из памяти имен, дат, терминовНарушения последовательности заученного материалаВолнениеДругие причины
Подбор зрительных ассоциаций составление памяти тщательное изучение материала запоминание путем поиска ассоциаций

Работа 187. Проанализиуйте сюжет и напишите, где исследователь опирался на восприятие, а где - на процессы мышления?

Антрополог, исследуя бедренную кость древнего человека, обнаружил хорошо развитые костные гребни и бугристость. Восприятие.

На оосновании этого он сделал вывод, что кость принадлежала физически сильному человеку, которому приъходилось много ходить и бегать, участвовать в охрте и битвах с соседними племенами. Мышление.