§ 53. Взаимоотношения между организмами - Мамонтова, Сонина 9 класс (ответы)

1. Дополните классификацию взаимоотношений между организмами (вставьте недостающие слова).


2. Дайте определение паразитизма, как экологического явления. Приведите примеры организмов-паразитов.

Паразитизм - это форма сожительства двух генетически разнородных организмов разных видов, при которой один организм (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и среду существования, причиняя ему вред, но, как правило, не уничтожая его.

Примеры: дизентерийная амеба, трипаносомы, плоские черви, грибы фитофтора и мн.др.


3. Раскройте сущность биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. Приведите примеры.

Помимо обработки посевного материала ядохимикатами, селекции устойчивых к паразитам сортов применяется биологический метод борьбы с вредителями. Сущность этого метода состоит в использовании естественных врагов вредителя. Птицы, жабы, лягушки, ящерицы, кроты, ежи, землеройки и летучие мыши уничтожают множество насекомых.


4. Закончите предложение.

Несомненными преимуществами биологических способов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур являются их способность сохранения окружающей среды путем сокращения применения ядохимикатов и отсутствие прямого отрицательного влияния на другие виды.


5. Назовите основные формы симбиотических отношений между организмами. Приведите примеры.

Форма симбиозаПримеры организмов
Взаимная выгода актиния и рак-отшельник, рыбы-чистильщики, креветки и мурены, копытные и поедающие их паразитов птицы, лишайники и пр.
Нахлебничество рыбы-лоцманы, рыбы-прилипалы
Квартиранство самка горчака откладывает икру в мантийную полость беззубки


6. Перед вами схематичное изображение двухкомпонентной биологической системы - лишайника. Заполните пропуски в схеме.

Лишайники
Водоросли Грибы
дают: многоатомные спирты дают: оптимальный микроклимат
получают: защиту от высыхания получают: питательные вещества

7. Раскройте сущность каннибализма как особой разновидности хищничества.

Каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Встречается у пауков, рыб, некоторых млекопитающих (поедание детенышей).


8. Приведите примеры хищничества в растительном мире.

Росянка крупнолистная живет на бедных азотом почвах и обладает ловчим аппаратом для ловли насекомых. В тропиках крупные росянки ловят даже мелких животных.


9. Раскойте сущность такой формы взаимоотношений между организмами, как нейтрализм. Приведите примеры.

Нейтрализм - оба вида не оказывают никакого влияния друг на друга.

Примеры: В природе нейтрализм крайне редок и даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенны взаимоотношения. Понятие нейтрализм часто применяется на случаи, когда взаимодействие между видами несущественно. Например, белка и лось.


10. Закончите предложения.

Для естественного отбора наибольшее значение имеет такая форма отношений между организмами, как антибиоз (конкуренция в межвидовой борьбе за существование).

Сущность "правила конкурентного исключения", предложенного отечественным биологом Г.Ф. Гаузе, заключается в том, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченоом пространстве, если рост численности обоих лимитрирован одним жизненно важным ресурсом, количество и/или доступность которого огнраничены.

Если два вида со сходными требованиями к среде (питанию, поведению, местам размножения) вступают в конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть, либо изменить свой образ жизни и занять новую экологичсекую нишу.


11. Объясните, почему иногда уничтожение (или, наоборот, искусственное внедрение) одного вида приводит к существенным изменениям всего сообщества организмов. Приведите конкретный пример такого вхаимодействия.

Внедрение или уничтожение какого-либо одного вида может повлечь за собой сбой в балансе экосистемы. Если внедряется новый вид, например, паразитический (новый вирус), взаимоотношения "паразит-хозяин" не стабилизированы естественным отбором. Это может привести к катастрофическим последствиям.

Все организмы взаимодействиуют друг с другом. Они составляют цепи питания. Уничтожение определенного вида может привести к разрыву цепи, а это, в свою очередь, приведет к нарушению равновесия в биоценозе. Например, вырубка лесов уничтожает биоценоз в целом. Нарушаются цепи питания, организмы погибают.

ГДЗ по другим предметам