§ 53. Взаимоотношения между организмами - Мамонтова, Сонина 9 класс (ответы)
1. Дополните классификацию взаимоотношений между организмами (вставьте недостающие слова).
2. Дайте определение паразитизма, как экологического явления. Приведите примеры организмов-паразитов.
Паразитизм - это форма сожительства двух генетически разнородных организмов разных видов, при которой один организм (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и среду существования, причиняя ему вред, но, как правило, не уничтожая его.
Примеры: дизентерийная амеба, трипаносомы, плоские черви, грибы фитофтора и мн.др.
3. Раскройте сущность биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. Приведите примеры.
Помимо обработки посевного материала ядохимикатами, селекции устойчивых к паразитам сортов применяется биологический метод борьбы с вредителями. Сущность этого метода состоит в использовании естественных врагов вредителя. Птицы, жабы, лягушки, ящерицы, кроты, ежи, землеройки и летучие мыши уничтожают множество насекомых.
4. Закончите предложение.
Несомненными преимуществами биологических способов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур являются их способность сохранения окружающей среды путем сокращения применения ядохимикатов и отсутствие прямого отрицательного влияния на другие виды.
5. Назовите основные формы симбиотических отношений между организмами. Приведите примеры.
Форма симбиоза Примеры организмов Взаимная выгода актиния и рак-отшельник, рыбы-чистильщики, креветки и мурены, копытные и поедающие их паразитов птицы, лишайники и пр. Нахлебничество рыбы-лоцманы, рыбы-прилипалы Квартиранство самка горчака откладывает икру в мантийную полость беззубки
6. Перед вами схематичное изображение двухкомпонентной биологической системы - лишайника. Заполните пропуски в схеме.
Лишайники Водоросли Грибы дают: многоатомные спирты дают: оптимальный микроклимат получают: защиту от высыхания получают: питательные вещества
7. Раскройте сущность каннибализма как особой разновидности хищничества.
Каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Встречается у пауков, рыб, некоторых млекопитающих (поедание детенышей).
8. Приведите примеры хищничества в растительном мире.
Росянка крупнолистная живет на бедных азотом почвах и обладает ловчим аппаратом для ловли насекомых. В тропиках крупные росянки ловят даже мелких животных.
9. Раскойте сущность такой формы взаимоотношений между организмами, как нейтрализм. Приведите примеры.
Нейтрализм - оба вида не оказывают никакого влияния друг на друга.
Примеры: В природе нейтрализм крайне редок и даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенны взаимоотношения. Понятие нейтрализм часто применяется на случаи, когда взаимодействие между видами несущественно. Например, белка и лось.
10. Закончите предложения.
Для естественного отбора наибольшее значение имеет такая форма отношений между организмами, как антибиоз (конкуренция в межвидовой борьбе за существование).
Сущность "правила конкурентного исключения", предложенного отечественным биологом Г.Ф. Гаузе, заключается в том, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченоом пространстве, если рост численности обоих лимитрирован одним жизненно важным ресурсом, количество и/или доступность которого огнраничены.
Если два вида со сходными требованиями к среде (питанию, поведению, местам размножения) вступают в конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть, либо изменить свой образ жизни и занять новую экологичсекую нишу.
11. Объясните, почему иногда уничтожение (или, наоборот, искусственное внедрение) одного вида приводит к существенным изменениям всего сообщества организмов. Приведите конкретный пример такого вхаимодействия.
Внедрение или уничтожение какого-либо одного вида может повлечь за собой сбой в балансе экосистемы. Если внедряется новый вид, например, паразитический (новый вирус), взаимоотношения "паразит-хозяин" не стабилизированы естественным отбором. Это может привести к катастрофическим последствиям.
Все организмы взаимодействиуют друг с другом. Они составляют цепи питания. Уничтожение определенного вида может привести к разрыву цепи, а это, в свою очередь, приведет к нарушению равновесия в биоценозе. Например, вырубка лесов уничтожает биоценоз в целом. Нарушаются цепи питания, организмы погибают.