§ 50. Абиотические факторы среды - Мамонтова, Сонина 9 класс (ответы)
1. Перечислите основные абиотические факторы.
Температура, свет, влажность.
2. Установите соответствие.
А. Узкие пределы выносливости.
Б. Широкие пределы вынсливости.
1. Водные организмы
2. Наземные организмы
А: 1
Б: 2
3. Закончите предложение.
По способности поддерживать температуру тела живые организмы подразделяются на две группы: теплокровные (с постоянной температурой тела; холоднокровные (с непостоянной температурой тела).
4. Охарактеризуйте физиологические механизмы растений и животных с непостоянной температурой тела, препятствующие их переохлаждению.
С наступлением зимы животные и растения впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивоность обмена веществ у них снижается. В тканях запасается много жиров и углеводов. Количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию. Морозостойкость зимующих организмов увеличивается в течении зимы.
5. Перечислите ароморфозы, позволившие птицам и млекопитающим обеспечить постоянную температуру тела.
Четырехкамерное сердце, наличие одной дуги аорты, обеспечивающее полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, перьевой и волосяной покров тела для сохранения тепла.
6. Укажите эволюционные и экологические преимущества так называемых теплокровных животных.
Сохранение активности при очень резких перепадах температуры, освоение практически всех мест обитания.
7. Охарактеризуйте значение света для жизнедеятелньости растительных и животных организмов.
Для растений: солнечный свет используется в процессе фотосинтеза.
Для животных: под воздействием солнечного света в организме вырабатывается витамин D.