§ 12. Главные направления эволюции - Мамонтова, Сонина 9 класс (ответы)

1. Дайте сравнительную характеристику биологическому прогрессу и биологическому регрессу. Заполните таблицу.

Признаки (свойства) Биологический процесс Биологический регресс
Изменение интенсивности размножения вспышка размножения сокращение
Изменение численности группы высокая уменьшена
Изменение размера ареала широкий сокращение ареала
Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами ослаблены высоки
Изменение интенсивности давления отбора не меняются уменьшается
Изменние числа подчиненных систематичских групп повышается внутригрупповое разнообразие снижение внутригруппового разнообразия

2. Приведите определение макроэволюции и укажите ее главный результат.

Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.

Результат: возникают новые типы, классы, отряды.


3. Перечислите основные направления эволюционного процесса.

1. Ароморфоз.

2. Идиоадаптация.

3. Общая дегенерация.


4. Приведите определение ароморфоза.

Ароморфоз – усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.


5. Перечислите основные свойства ароморфозов (пользуясь текстом учебника, с.60, 63). Подчеркните верные слова.

1. Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.

2. Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.

3. Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.

4. Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.

5. Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.

6. Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.

7. Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.


6. Приведите примеры ароморфозов в:

двигательной системе позвоночных животных – повышают подвижность (появление скелета);

пищеварительной системе позвоночных животных – переход от пассивного питания к активному (появление челюстей).


7. Приведите примеры ароморфозов в:

дыхательной системе позвоночных животных – появление жабр, легких;

кровеносной системе позвоночных животных – появление сердца у рыб, разделение артериального и венозного кровотока у птиц и млекопитающих.


8. Дайте определение идиоадаптации.

Идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровень организации животных или растений.


9. Охарактеризуйте эволюционные результаты идиоадаптаций. Приведите по два примера из зоологии и ботаники.

Поскольку каждый вид организмов живет в определенных местообитаниях, у него вырабатываются приспособления именно к этим условиям. Например, в ботанике – колючки у растений засушливых мест, подушкообразная форма растений в тундре. В зоологии – плоская форма тела у скатов и других рыб, обитающих на дне, покровительственная окраска животных.


10. Ответьте, как называется крайняя степень идиоадаптации, и каковы ее последствия для вида. Приведите два примера.

Крайняя степень идиоадаптации называется специализацией. Это может привести к тому, что вид в других условиях существовать не может. Например, колибри могут питаться только нектаром тропических цветков, поэтому могут жить только в тропических лесах. Муравьеды не могут жить в местах, где отсутствуют муравьи.


11. Дайте определение общей дегенерации.

Общая дегенерация – это упрощение организации, или регресс, ведущий к исчезновению органов активной жизни.


12. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии, иллюстрирующих достижение видом биологического процветания (биологического прогресса) путем общей дегенерации.

Процветания путем дегенерации достигли, например, в ботанике – растения-паразиты, такие как омела, подъельник. В зоологии – круглые и плоские черви-паразиты.


13. Вставьте недостающее слово (слова).

Общая дегенерация характерно для паразитической (паразитических) формы (форм) организмов.

ГДЗ по другим предметам