Опорно-двигательная система - Колесов, Маш, Беляев 8 класс (ответы)

30. Прочитайте п.10. Изобразите в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы

Функции опорно-двигательной системы

– опорная

 защитная

 двигательная


31. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения

Органические вещества придают кости гибкость

Неорганические вещества придают кости твёрдость

Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость


32. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг

Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей, а суставные поверхности головок - суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества ,внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань


33. Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее

Процесс отвердевания кончается


34. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с.49 учебника)

1. На микропрепарате представлен поперечный срез кости

2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп

3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы

Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче


35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке

Кости мозгового черепа№ на рисункеКости лицевого черепа№ на рисунке
Парные теменные 2 скуловая 5
височные 8
Непарные лобная 3 нижняя челюсть 7
затылочная 1 верхняя челюсть 6
решетчатая челюсть 4


36. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – 4?

Человек – прямоходящий

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

Защита от ударов

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

Человек – прямоходящий

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?

Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги


37. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

Тело позвонка – 5

Дуга – 2

Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3

Задний отросток – 1

Боковые отростки -4

Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А

Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами – Б

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

Да, т.к. поясничные схожи с грудными


38. Назовите показанные на рисунке кости

1 – череп

2 – шейный позвонок

3 – ключица

4 – лопатки

5 – грудина

6 – рёбра

7 – плечо

8 – лучевая кость

9 – лучелоктевая кость

10 – таз

11 – крестец

12 – бедро


39. Ответьте на вопросы

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? – 7 пар

2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? – 2 пары

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.


40. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава

1 – суставная хрящевая поверхность

2 - суставная хрящевая поверхность

3 – внутренняя связка

4 – суставная полость


41. Сделайте подписи к рисункам

Кости верхней конечности:

1 – ключица

2 – лопатка

3 – плечевая кость

4 – лучевая кость

5 – локтевая кость

6 – запястье

7 – пясти

8 – фаланги пальцев

Кости нижней конечности и крестец:

1 – таз

2 – поясничный позвонок

3 – бедренная кость

4 – большеберцовая кость

5 – малоберцовая кость

6 – предплюсна

7 – плюсна

8 – фаланги пальцев


42. Допишите утверждения

Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной, короткими пальцами, большой палец – опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие


43. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» п.8. Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани. Отметьте особенности

Отметьте особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:

работают, как рефлекторно, так и по воле человека


44. Рассмотрите рис. 34 учебника. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышцы» и «Движения в суставах» п. 13, впишите определяемые ниже понятия

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении – синергистами


45. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 64 учебника) и, изучив рис. 35 и 36, заполните правый столбец таблицы

Функции мышцы и мышечной группыНазвание мышцы и мышечной группы 
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим - к коже или только к коже  мимические мышцы
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть жевательные мышцы
Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову трапецевидная мышца
Мышцы, накланяющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке грудно-ключичная сосцевидная мышца
Мышца спины, отводящая руки за спину широчайшая мышца спины
Мышцы груди, сводящая плечи и руки, согнутые в локте, вперед большая грудная мышца
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки межреберные мышцы
Мышцы, поднимающие тело из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах мышцы брюшного пресса
Мышцы, обеспечивающие прямохождение глубокие и ягодичные мышцы
Мышца руки, отводящая плечо в сторону дельтовидная мышца
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак мышцы предплечья


46. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты

АнтогонистыСинергисты
Двуглавая и трехглавая те же
Грудино – ключично - сосцевидная и поясничная те же


47. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части

1 – ядро

2 – дендриты

3 – аксон

4 - синапс

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке

2 волокнами


48. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом)

Нужны равномерные тренировки


49. Укажите последствия гиподинамии

Изменения в мышцах: слабые мышцы

Изменения в костях: хрупкие и слабые

Изменения в крови: падает гемоглобин


50. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц - антагонистов» п. 14 и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены

Виды нервных центровНервные центры сгибателейНервные центры разгибателейМышцы-сгибателиМышцы-разгибатели
Состояние руки
Сгибание руки в локтевом суставе возбуждены заторможены сокращены раслабленны
Разибание руки в локтевом суставе заторможены возбуждены раслабленны сокращены
Удержание груза в локтевом суставе возбуждены возбуждены сокращены сокращены
Рука опущена, нагрузка отсутствует заторможены заторможены заторможены раслабленны


51. Впишите определяемые ниже понятия

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической

Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической


52. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 72 учебника)


53. Прочитайте п. 15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки

Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие


54. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия

Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия


55. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 75 учебника)

I. Выявление нарушений осанки

Расстояние между левым и правым плечомА/Б
со стороны груди (А)со стороны спины (Б)
34 34 34/34

1. Выявление сутулости

Вывод: У меня нет нарушения осанки

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба

При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь

Вывод: У меня нет нарушения поясничного изгиба

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома)

След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника)

Вывод: У меня нет плоскостопия


56. Прочитайте п. 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу

Схематическое изображение травмы
Тип травмы растяжения связок перелом вывих
Меры первой помощи наложить фиксирующую повязку, преложить холодное остановить кровь, обработать рану, наложить повязку, зафиксировать зафиксировать конечности
Противопоказания травмировать движениями самостоятельно придавать костям из естественное положение не вставлять самостоятельно, не имея специальных навыков


57. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов


58. Решите кроссворд № 4

По горизонтали:

1.  позвонок

3. лопатка

6. синергисты

7. скелет

11. ребро

12. остеохондроз

14. надкостница

По вертикали:

1. плоскостопие

2. клсть

4. антогонисты

5. перелом

8. ключица

9. сухлжилие

10. таз

13. ушиб

ГДЗ по другим предметам