§ 32. Эмбриональный период развития - Мамонтова, Сонина 9 класс (ответы)

1. Закончите предложение.

Наука, изучающая индивидуальное развитие организмов на стадии зародыша, называется эмбриология.



2. Дайте определение онтогенеза.

Онтогенез – это весь период жизни особи – с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы о гибели организма.


3. Назовите два периода онтогенеза и укажите событие, их разграничивающее.

1. Эмбриональный, далее выход из яйцевых оболочек.

2. Постэмбриональный.


4. Перед вами неполный список стадий эмбрионального периода. Впишите недостающие стадии.

Зигота, дробление, гаструляция, органогенез.


5. Охарактеризуйте особенности дробления яйцеклетки птиц по сравнению с яйцеклетками ланцетника и лягушки.

В яйцеклетках ланцетника и лягушки содержится мало желтка, дробление полное, то есть, яйцеклетка делится целиком. Яйцеклетки птиц содержит много желтка, происходит дробление только свободного от желтка участка цитоплазмы, при котором образуется зародышевый диск, такое дробление является неполным.


6. Перечислите наиболее характерные черты, являющиеся общими для процесса дробления яйцеклеток всех видов животных.

1. Общий объем клеток на стадии бластулы не превышает объема зиготы.

2. Все клетки в бластуле неспециализированные.

3. Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма.


7. Обозначьте на рисунке части бластулы.


8. Кратко опишите важнейшие преобразования, происходящие с зародышем на стадии гаструлы, и укажите, какое значение они имеют для дальнейшего развития.

На стадии гаструлы происходит закладка органов в зародыше, которая происходит из 3 зародышевых листков:

среднего (мезодермы),

наружного (эктодермы)

внутреннего (энтодермы).

Сущность гаструляции заключается в перемещении клеточных масс.

На данной стадии происходит дифференцировка клеток зародыша.

Каждый зародышевый листок дает начало «своим» клеткам и органам (гомология).

Без гаструляции зародыш перестанет развиваться, не выживет.



9. Подпишите недостающие обозначения на рисунке.


10. Закончите предложение.

Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями эмбриона называется дифференцировка.


11. Ответьте, в чем заключается сущность процесса клеточной дифференцировки с биохимической точки зрения, и вкратце охарактеризуйте его ведущий механизм.

С биохимической точки зрения специализация клеток заключается в их способности синтезировать определенные белки, свойственные только данному типу клеток. Биохимическая специализация клеток обеспечивается избирательной активностью генов, то есть в клетках зародышевых листков – зачатков определенных органов и систем – начинают функционировать разные группы генов.


12. Перечислите основные зародышевые листки и их производные. Заполните таблицу.

Зародышевые листкиПроизводные
эктодерма органы чувств, эмаль, кожа, слух, обоняние
эндодерма легкие, кишечник, печень, железы
мезодерма мышцы, соединительная ткань, половая и сердечно-сосудистая системы

13. Укажите, какое важное доказательство единства животного мира было получено при изучении стадии гаструляции.

Гомология зародышевых листков подавляющего большинства животных – одно из доказательств единства животного мира.


14. На рисунке изображен зародыш ланцетника в стадии органогенеза. Назовите указанные структуры. Сделайте подписи на рисунке.


15. Установите соответствие между зародышевым листком и его производными.

А. эктодерма

Б. энтодерма

В. мезодерма

1. почки и половые железы

2. соединительные ткани

3. кровеносная система

4. нервная система

5. эпителий кишки

6. печень и поджелудочная железа

7. мышечная ткань

8. органы чувств

9. эпителий кожи

10. эпителий жабр и легких.

А: 4, 8, 9

Б: 5, 6, 10

В: 1, 2, 3, 7.