§ 20. Происхождение человека - Мамонтова, Сонина 9 класс (ответы)

1. Допишите предложение.

Наука, занимающаяся изучением происхождения и эволюции человека, называется антропологией.



2. Впишите недостающие слова.

Важным событием в изучении проблемы возникновения и эволюции человека является выход в свет книги «Происхождение человека и половой отбор» (название), принадлежащей перу Ч. Дарвина(фамилия ученого).


3. Охарактеризуйте систематическое положение человека по схеме.

Человек относится к:

Тип Хордовые

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Подотряд Человекообразные обезьяны.


4. Перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян:

1. прямохождение

2. мощная мускулатура нижних конечностей

3. сводчатая стопа с развитым передним пальцем

4. подвижная кисть руки

5. позвоночник с четырьмя изгибами

6. расположение таза под углом 60° к горизонтали

7. большой мозг

8. бинокулярное зрение

9. ограниченная плодовитость

10. развитый плечевой сустав и другие.


5. Дополните недостающие звенья схемы эволюции приматов.


6. Вставьте недостающее слово.

Анатомической основой трудовой деятельности человека являются определенные особенности строения тела, унаследованные им от обезьян, ведущих древесный образ жизни.


7. Охарактеризуйте по нижеперечисленным позициям группу обезьян, являющуюся переходной формой к древнейшему человеку.

Название: Человек Умелый

Эволюционный возраст: 3-1 млн. лет назад.

Анатомическая характеристика: масса около 50 кг, рост около 150 см, ходили на двух ногах, тело выпрямлено, руки были свободны. Строение зубов сходно с человеком. Масса мозга –  650 г.

Образ жизни: стадный. Пользовались камнями, костями животных для защиты и добывания пищи. Научились обрабатывать орудия труда и добывать огонь.


8. Дайте характеристику древнейших людей. Заполните таблицу.

Эволюционный возраст 2-3 млн лет назад
Ископаемые формы питекантроп, синантроп,гейдельбергский человек.
Рост 150-160 см
Череп мощная челюсть, низкий лоб
Масса мозга 800-1000 грамм
Образ жизни охота

9. Дайте сравнительную анатомическую характеристику черепа австралопитеков и древнейших людей. Отметьте прогрессивные черты организации черепа древнейших людей.

Череп австралопитеков был близок по форме к черепу обезьян, имел большие надбровные валики, лоб практически отсутствовал, так же как и подбородочный выступ. У древнейших людей череп был большего размера, имел более крупную лобную кость, сравнительно меньшие надбровные дуги. На поверхности головы волосы росли не на всем черепе, а в основном на мозговой его части.



10. Дайте характеристику древних людей. Заполните таблицу.

Эволюционный возраст около 200 тыс. лет назад
Ископаемые формы неандертальцы
Рост около 165 см
Череп лоб покатый, надбровные дуги развиты, черепная коробка развита
Масса мозга 1500 грамм
Образ жизни жили в пещерах, изготавливали орудия труда, охотились, занимались собирательством

11. Назовите особенности образа жизни и поведения неандертальцев, которые указывают на то, что они поднялись на более высокую ступень по пути антропогенеза.

У неандертальцев широко развивалась и использовалась осознанная речь. Существовали обряды, ритуалы, поклонения идолам. Развивались внутригрупповые связи. Существовало распределение труда. Для охоты использовались собственноручно изготовленные орудия труда.


12. Объясните, почему ключевым (переломным) моментом в процессе превращения обезьян в древнейших людей считается возникновение примитивной речи.

Речь – это качественное отличие высшей нервной деятельности человека. Это важнейшее средство общения между людьми. Речь способствовала эффективному взаимодействию членов стада, передаче опыта поколениям, шло развитие мозговой деятельности усиленными темпами.


13. Дайте характеристику современных людей – кроманьонцев. Заполните таблицу.

Эволюционный возраст 40-50 тыс.лет назад
Ископаемые формы кроманьонцы
Рост до 180 см
Череп высокий лоб, членораздельная речь, надбородочный выступ
Масса мозга 1600 грамм
Образ жизни земледелие, охота, наскальные рисунки, орудия труда

14. Приведите классификацию человеческих рас.

1. Негроидная

2. Европеоидная

3. Монголоидная.


15. Докажите справедливость утверждения: «Человечество едино».

Это доказывает тот факт, что представители всех рас могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, то есть относятся к единому виду Человек Разумный.


16. Объясните с эволюционных позиций возникновение структурно-функциональных различий между представителями современных рас.

Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, формы губ, носа и др. Возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Например, узкий разрез глаз у монголоидов – защита глазного яблока от сильных ветров и песка.


17. Укажите особенности современного этапа эволюции человека.

1. Социальные факторы, малая зависимость от природы.

2. Мутационный процесс имеет место быть, но действует стабилизирующая форма естественного отбора.

3. Раскрытие индивидуальности каждого человека, реализация его личных качеств, выделение человека из природы и создание искусственной среды.