Класс Птицы - Захаров, Сонин 7 класс (ответы)

152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с ее способностью к полету?

Обтекаемая форма тела, наличие крыльев, перьевой покров, небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны.



153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначенных цифрами.

1. опахало

2. стержень

3. очин


154. Изучите таблицу "Класс Птицы. Строение голубя". Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.

1. череп

2. кисть

3. предплечье

4. плечо

5. копчиковая кость

6. бедро

7. голень

8. цевка

9. пальцы

10. грудина с килем

11. шейный отдел позвоночника


155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.

Скелет характеризуется прочтостью и легкостью. Трубчатые кости полые. Плоские кости очень тонкие и срастаются между собой. Челюсти не имеют зубов

В системе позвоночного столба имеется сложный крестец, образованный срастанием последних грудных позвонков поясничного отдела, собственного крестцового и частично хвостового. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиквую кость.

Все кости таза срастаются между собой и прирастают к сложному крестцу.

Плечевой пояс сильно развит и состоит из мощных каракоидных костей, лопаток и сросшихся ключиц.

Передние конечности сохранили всего три пальца, причем только второй имеет две фаланги, Все кости пястья и запястья слиты в одну сложную кость, на которой прикрепляются маховые крылья.

Задние конечности имеют чаще четыре пальца, иногда три или два. Имеется сложная кость цевка.

Грудина велика и у большинства видов несет острый киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы. Ребра птиц уплощены, грудная клетка прочная и молоподвижна.


156. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птиц. Подпишите ее части. Укажите стрелками движение и артериально и венозной крови.

1. сердце

2. сонная артерия

3. правая дуга аорты

4. спинная аорта

5. задняя полая вена

6. передняя полая вена

7. легочная артерия

8. легочная вена

9. капиллярная сеть


157. Заполните таблицу.

Система органов птиц.

Система органов птицОрганыОсобенности строения птицы, связанные со способностью к полету
Мускулатура Развиты грудные и подключные мышцы, мощно развиты также мышцы ног приводят в движение крылья, выполняют работу при хождении, во время взлета и посадки
Нервная система Головной и спинной мозг мозжечок отвечает за координацию. Для птиц характерны более сложные рефлексы и инстинкты
Органы чувств Хорошо развиты орган слуха и глаза; обоняние, вкус, осязание развиты слабее зрение и слух более значимы для летающих птиц
Кровеносная система Четырехкамерное сердце, два круга обращения большое сердце - большие нагрузки, пееркачивает большое количество крови. Часто бьется
Дыхательная система Глотка, гортань, трахея, бронхи, губчатые легкие. Есть голосовые связки. Воздушные мешки двойное дыхание за счет воздушных мешков (легкие постоянно насыщены кислородом, как при вдохе, так и при выдохе)
Пищеварительная система Рот, глотка, пищевод, зоб, кишечник толстый и тонкий, клоака. сть железы зоб - накопление пищи, короткая задняя кишка. Быстрый обмен веществ
Выделительная система Почки, мочеточники, клоака нет мочевого пузыря, мочеточники открываются в клоаку
Половая система У самцов - семенники, семяпроводы. У самок - яичник, яйцевод у самок правый яичник и яйцевод не развиваются (для облегчения веса)


158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.


159. Опишите процесс двойного дыхания птиц.

При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из пеердних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и ыталкивается наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух почти непрерывно проходит через легкие, насыщая кровь кислородом ("двойное дыхание").


160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, побозначенные цифрами.

1. яичник

2. яйцевод

3. клоака

4. почка

5. мочетоник

6. семяпровод

7. семенник


161. Опишите процесс размножения и развития птицы.

В период размножения птицы образуют пары.

Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод, в верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, троталкивая оплодотворенное яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками: сначала белковой, двумя волокнистыми и затем скорлуповой. Яйцо попадает в клоаку и попадает наружу. 

Зародыш в яйце развивается очень быстро при высокой температуре (37-38 градусов) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец проклевывет скорлупу и вылезает наружу.


163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

1. лесные птицы

2. птицы открытых пространств

3. птицы водоплавающие

4. птицы, добывающие корм в воздухе

5. дневные хищные птицы