§48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц - (ответы)

Задание 1. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Объясните, почему так происходит.

У птиц яйцо проходя по яйцеводу покрывается защитными оболочками, это довольно длительный процесс. А выводятся птенцы одновременно из-за насиживания. Температура яиц примерно одинаковая, птица следит за постоянным поддержанием температуры яиц.



Задание 2.  Объясните, почему некоторые птицы во время дальних перелетов размещаются цепочкой или косяком.

Впереди летит самая сильная птица, за ней выстраиваются остальные, по мере сил и возраста. Вожак принимает на себя самую трудную работу - рассекает воздух. Таким образом, самые слабые и молодые птицы в конце косяка или цепочки могут лететь без особых усилий.


Задание 3. Проведите наблюдение за выкармливанием птенцов волнистыми попугайчиками.

1. Отметьте врмя начала насиживания ияц.

Время насиживания - осень, весна.

2. Запишите, как ведут себя птицы во время насиживания, кто (самец или самка) насиживает яйца, как питаются попугайчики.

Яйца насиживает самка, тогда как самец выполняет обязанности кормильца (если в гнездовом помещении находятся несколько пар попугайчиков, то самец охраняет гнездовье, отгоняя от него других птиц).

3. Установите частоту кормления птенцов в течение часа.

Кормят за час 2-3 раза.

4. Отметьте день вылета птенцов из гнезда.

Гнездо птенцы начинают покидать в возрасте 30-35 дней.

5. Сформулируйте вывод об особенностях выкармливания поенцов волнистыми попугайчиками.

Первые две недели жизни мать кормит птенчиков зобным молочком, которое образуется в мускульном желудочке самки, постепенно переводя их на взрослый корм, размягченный в зобе. Если птенцов много, самка кормит сначала старших, а потом более младших, так как в зобу самки сверху находится зерно, а внизу - зобное молочко.



Задание 4. Данные многочисленных наблюдений убедили юных зоологов, что птицы по-разному и в разных местах строят гнезда: лесной конек - на земле из опавших веточек ели; дрожды - из трав, скрепленных глиной, на высоте 2-3 м; зяблик - из мхов, облицовывая гнездо лишайниками и укрепляя его в развилке берез; глухари, тетерева - в углублении на земле. Напишите, чем объясняется выбор места для устройства гнезда.

В зависимотси от их врагов и пищи которой они питаются.


Задание 5. Проведите наблюдения за зимующими птицами населенных пунктов.

1. Определите маршрут наблюдений.

2. Посещайте не реже одного раза в неделю намеченный маршрут и отмечайте в дневнике наблюдений:

виды встречаемых птиц (используйте книгу В.М. Храброго "Школьный атлас - определитель птиц");

места наиболее частых встреч с тем или иным видом птиц;

занятия птиц (отдыхают, кормятся, перемещаются в воздухе и т.п.);

количество отдельных птиц (стаек, число в стайках);

суточная активность птиц (начало и конец активности);

образ жизни (оседлый или кочующий);

частота и скорость перемещений кочующих птиц;

количество осмотренных ветвей за 30 мин кормежки.

3. Сформулируйте вывод о видовом составе, численности и особенностях распространения птиц, зимующих в населенных пунктах.

Наиболее важное время годового жизненного цикла птиц - период развножения. Успешное строительство гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов обеспечивают высокую эффективность размножения. В послегнездовой период птицы сменяют оперение. Выводки вместе с родителями сначала кочуют в районах гнездования, затем объединяются в стаи. Кочевки становятся более длинными, а у некоторых видов переходят в направленные миграции. По дальности сезонных миграций птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.