§45. Опорно-двигательная система птиц - (ответы)

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема: "Внешнее строение птицы. Строение перьев".

Цель работы: изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 44 учебника, выполните лабораторную работу, зарисуйте строение перьев и сделайте пояснение к рисункам.

3. Сделайте выод об особенностях внешнего строения птиц.

Перья птиц развиваются из тех зачатов эпителия, что и чешуя рептилий. Птицы хорошо приспособлены к полету: передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями. Основную роль в полете играют маховые движения и рулевые перья.



Задание 2. Заполните таблицу.

Особенности внешнего строения пресмыкающихся и птиц
Сравниваемый признакКласс
ПресмыкающиесяПтицы
Форма тела разные формы обтекаемая
Покровы тела роговая чешуя тело покрыто перьями
Отделы тела голова, шея, теловище, хвост, конечности голова, шея, теловище, хвост, конечности
Конечности задние и передние лапы, у змей конечности отсутствуют крылья, лапы

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. Все птицы способны к полету.

2.Птицы-самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.

3.У птиц на ногах , как правило четыре пальца.

4.Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

5.В перьевом покрове голубя нет пуха.

6.Пуховые перья и пух- это одно и то же.

7.Контурное перо состоит из стержня и опахала.

8.Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа ).

Правильные утверждения: 4, 7, 8.



Задание 4. Выполните лабораторную работу.

Тема: "Строение скелета птицы".

Цель работы: изучить особенности строения скелета птиц; отметить черты, связанные с полетом.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 45 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета птицы (зеленым цветом - кости позвоночника, голубым - кости пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и надпишите их.

4. Отметьте, в чем выражается приспсобленность строения скелета птицы к полету.

Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособления птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастанием. в кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку.


Задание 5. Выпишите номера правильный утверждений.

Утверждения:

1. Киль (вырост грудины) уптиц способствует рассеканию воздуха в полете.

2. Цевка у птиц образовалась в результате срастания нескольких костей стопы.

3.Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.

4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

5.Крылья птицы поднимаются и опускаются благодаря действию грудных мышц.

6.Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.

7.В кисти крыла птиц хорошо сохранился один палец.

8.Положение крыльев обеспечивает птицам устойчивость в полете.

9.Наличие роговых чешуй является общим признаком пресмыкающихся и птиц.

10. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.

Правильные утверждения: 1, 3, 4, 5, 8, 9.