§45. Опорно-двигательная система птиц - (ответы)
Задание 1. Выполните лабораторную работу.
Тема: "Внешнее строение птицы. Строение перьев".
Цель работы: изучить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 44 учебника, выполните лабораторную работу, зарисуйте строение перьев и сделайте пояснение к рисункам.
3. Сделайте выод об особенностях внешнего строения птиц.
Перья птиц развиваются из тех зачатов эпителия, что и чешуя рептилий. Птицы хорошо приспособлены к полету: передние конечности превращены в крылья, тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями. Основную роль в полете играют маховые движения и рулевые перья.
Задание 2. Заполните таблицу.
Особенности внешнего строения пресмыкающихся и птиц Сравниваемый признак Класс Пресмыкающиеся Птицы Форма тела разные формы обтекаемая Покровы тела роговая чешуя тело покрыто перьями Отделы тела голова, шея, теловище, хвост, конечности голова, шея, теловище, хвост, конечности Конечности задние и передние лапы, у змей конечности отсутствуют крылья, лапы
Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения:
1. Все птицы способны к полету.
2.Птицы-самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.
3.У птиц на ногах , как правило четыре пальца.
4.Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.
5.В перьевом покрове голубя нет пуха.
6.Пуховые перья и пух- это одно и то же.
7.Контурное перо состоит из стержня и опахала.
8.Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа ).
Правильные утверждения: 4, 7, 8.
Задание 4. Выполните лабораторную работу.
Тема: "Строение скелета птицы".
Цель работы: изучить особенности строения скелета птиц; отметить черты, связанные с полетом.
1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.
2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 45 учебника, выполните лабораторную работу.
3. Раскрасьте кости скелета птицы (зеленым цветом - кости позвоночника, голубым - кости пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и надпишите их.
4. Отметьте, в чем выражается приспсобленность строения скелета птицы к полету.
Опорно-двигательная система хорошо отражает приспособления птиц к полету. Скелет легкий и прочный. Легкость обеспечивается пневматичностью костей, прочность - их срастанием. в кисти кости срослись в пряжку, в стопе - в цевку.
Задание 5. Выпишите номера правильный утверждений.
Утверждения:
1. Киль (вырост грудины) уптиц способствует рассеканию воздуха в полете.
2. Цевка у птиц образовалась в результате срастания нескольких костей стопы.
3.Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.
4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.
5.Крылья птицы поднимаются и опускаются благодаря действию грудных мышц.
6.Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.
7.В кисти крыла птиц хорошо сохранился один палец.
8.Положение крыльев обеспечивает птицам устойчивость в полете.
9.Наличие роговых чешуй является общим признаком пресмыкающихся и птиц.
10. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.
Правильные утверждения: 1, 3, 4, 5, 8, 9.