§2. Животные и окружающая среда - (ответы)

Задание 1. Объясните, почему в водной среде влияние температурного фактора на организмы менее значимо, чем в наземно-воздушной.

В водной среде скорость и влияние теплообмена среды с организмом намного выше, чем в наземно-воздушной среде. Можно считать, что организм имеет температуру окружающей воды.



Задание 2. Повторите по учебнику "Биология" для 6 класса (авторы И.Н. Пономарева и др.) материал о средах жизни растений. Пользуясь текстом и рисунком 7 учебника "Биология" для 7 класса, заполните таблицу.

Приспособленность животных к условиям среды жизни
Среда жизниОсобенности средыОбитателиПриспособления к условиям среды
Наземно-воздушная суша, тепло пауки, насекомые лапки, крылья
Водная водоемы, озера рыбы, киты, дельфины плавники, плавательные перепонки
Почвенная сырость, влажность клещи, дождевые черви лапы, глаза
Организм пища паразиты кислород

Задание 3. Пользуясь учебником, допишите определение.

Местом обитания животного называют наиболее благоприятные участки для жилья.


Задание 4. В природе между животными существуют различные взаимоотношения. Пользуясь учебником, заполните схему.

Формы взаимоотношений между животными:

1. Хищничество - такие взаимоотношения, когда одни добывают других, умершвляют и питаются ими.

Например: сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, которая ловит и поедает плотву.

2. Симбиоз - такие взаимоотношения, когда она защищает его жгучими щупальцами от нападения врагов.

Например: рак-отшельник пересаживает на свою раковину актинию.

3. Квартиранство - такие взаимоотношения, когда они полезны друг другу, они полезны для одного животного и безвредны для другого.

Например: в норе сурка могут поселиться различные насекомые, жабы, ящерицы.

4. Паразитизм - такие взаимоотношения, которые складываются между хозяином и паразитом.

Например: паразиты живут в хозяине (человеке или животном).

5. Конкуренция - такие взаимоотношения, когда животные, населяющие одно место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения.

Например: горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полевками.



Задание 5. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. Все животные приспособлены к условиям среды, в которой они обитают.

2. Приспособленность животных к условиям среды выражена только во внешнем строении.

3. По внешнему облику животного можно определить условия его обитания.

4. Чем меньше размеры животного, тем больше занимаемая им площадь.

5. Волки и лисицы конкурируют из-за пищи.

Правильные утверждения: 1, 2, 3, 5.


Задание 6. Повторите по учебнику "Биология" для 6 класса (авторы И.Н. Пономарева и др.) материал о приспособленности организмов к совместной жизни. Пользуясь текстом и рисункми учебника "Биология" для 7 класса, ответьте на вопрос: почему определенные территории совместно населяют многочисленные организмы, относящиеся к различным царствам живой природы?

Потому что в экологии во взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания существует экологическая пирамида. Это отношения между продуцентами, консументами и рудуцентами. 


Задание 7. Впишите термины, соответствующие определениям.

Биоценоз - совокупность животных, растений, грибов и бактрий, совместно населяющих участок суши или водоема.

Экосистема - совокупность различных организмов, обитающих на определенной территории, в конкретных условиях абиотической среды (температура, давление, влажность, соленость и др.).